Понедельник, 11.12.2017, 09:06

...

Вход
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Нужны ли детям ясли?

НУЖНЫ ЛИ ДЕТЯМ ЯСЛИ?

 

Стив Биддалф – английский психолог, который много занимается проблемами детей и их воспитания. Его книги переведены на 27 языков. Его книга «Воспитание малышей. Нужны ли детям ясли?» вышла в 2008г в издательстве РИПОЛ. Ее можно взять почитать в библиотеке центра «Умничка». Я сама работала в яслях на грудничковой группе, вырастила 3-х детей и эта тема мне близка и интересна. Книга меня впечатлила и мне хотелось бы, чтобы как можно больше родителей прочли ее и задумались о будущем своих детей.

Попытаюсь пересказать самое важное.

 

Жизнь очень изменилась за последнее время. Из мирно текущего ручья она превратилась в быстрый и стремительный поток. Все мы втянуты сегодня в глобальную экономику. Чудовищный спрут торговли сидит на спине человечества и диктует свои условия. Мы все – часть этой системы, внутри которой имеет значение только две функции – добыча денег и их трата. Все другие аспекты жизни, которые не измеряются деньгами, не принимаются во внимание и выбрасываются за ненадобностью. Это дружба, душевный покой, доброта, любовь, творчество, духовность и радость. Они не могут быть упакованы, куплены и проданы, поэтому их убирают с глаз долой. Если мать не вовлечена в этот процесс, например, остается дома чтобы ухаживать за своим ребенком, то она, скорее всего, почувствует себя потерянной, оказавшейся на краю жизни.

 Но сколькими шикарными вещами ни обладали бы мы, как бы ни купались в роскоши, какие бы праздники ни устраивали для себя, мы редко испытываем радость и покой.

Мы заменили общественную жизнь шопингом, общение – телевидением,  и удивляемся, почему чувствуем такое неудовлетворение. Но потребность в деньгах может превратиться в зависимость от них. Спешка – еще одна болезнь нашего времени и враг любви.

 Неудивительно, что дети не совсем вписываются в современный удобный мир. Дети приносят неудобство и беспорядок, на уход за ними требуется время, они не вписываются в рамки делового расписания. Деньги не исправят их дефекты. У людей не остается достаточно времени, чтобы правильно воспитывать своих детей.

Дневные ясли – это попытка впихнуть наших неразумных и нуждающихся в опеке малышей в новую экономическую систему. Нас заверяют, что это очень полезно для их социального воспитания и образования. Родители начинают сомневаться в своей пользе для малышей по сравнению с профессионалами. Вопрос ясельного ухода за детьми – часть большой проблемы общества, потерявшего чувство того, что на самом деле важно.  Наша экономическая система вызывает у родителей невыносимые стрессы, особенно в выборе, который они должны сделать – между карьерой и семьей. Молодые пары , озабоченные материальными целями, откладывают рождение детей на самые поздние биологические сроки. Мы можем загнать себя в ловушку, если не остановимся и не подумаем, что на самом деле важно.

Семья, общество, дружба и любовь значат гораздо больше того, что вы имеете и тратите. Они также приносят больше счастья. Самый серьезный выбор, который родители совершают сегодня, - это выбор между деньгами и любовью. Если вы выбираете любовь, то материальные ценности (а добывание их требует времени и отдаляет вас от семьи) – станут значить для вас гораздо меньше. Нужно жить с меньшими материальными запросами, чтобы обрести богатство другого плана: любовь, общение, связи и время.

Домашнее воспитание малышей  - это ответственность за их жизни, благодаря чему мы становимся больше людьми и меньше потребителями. Главная аксиома психологии говорит о том, что в течение первых трех лет жизни ребенок получает самый главный урок – как любить. 

Миллионы детей, посещавших ясли, имели неполноценное детство. Боюсь, мы воспитали холодное, мрачное, подавленное и агрессивное поколение, не знающее, что такое близость родного человека. В Великобритании количество подростков с проблемным поведением увеличилось вдвое с 1980 года. Детей, подверженных неврозам и депрессиям, стало на 70% больше. Наблюдается рост проблем, связанных с апатией, насилием, неправильным питанием и приемом алкоголя среди подростков. Демографы отмечают неспособность молодежи строить и сохранять отношения.

Более половины браков распадается. Большинство представителей молодого поколения либо не вступают в браки до 35 лет, либо не заводят семьи вообще. Недостаток родительского внимания и ослабление связей с родителями – причина этих проблем. Нельзя воспитывать детей в постоянной спешке, не даря им своего сердца, потому что человечек, лишенный в детстве любовной заботы, превращается в большую проблему, когда он идет в школу, вступает в кошмарную пору подросткового возраста и затем во взрослую жизнь.

Идеальное назначение яслей – дать женщинам более полную жизнь. Ясельный уход – большое дело, если подойти к нему разумно. Он требует баланса. Наблюдение за работой даже лучших яслей показывает, что общение между воспитателем и детьми протекает очень быстро, зрительный контакт слишком короткий, детей утешают походя. Внутренний мир обычных яслей – это:

За последние 10 лет ученые установили, что в детском мозге появляются совершенно новые структуры в ответ на любовь и постоянную заботу, которую дети ощущают в 2 первых года жизни. Если сильная любовь не дарится в младенчестве, эти участки мозга не развиваются.

Вот результаты последних исследований  детей, оторванных от родителей:

Обследованные в Великобритании дети в возрасте от 3 до 8 лет, которые с самого раннего возраста проводили много (20 и более часов в неделю) времени в яслях, проявляли «повышенный уровень агрессии и непослушания». Чем больше ясельного ухода получал ребенок, тем более явно это сказывалось на его поведении. Результаты исследований, полученные в Италии, Швеции, Норвегии, Австралии, подтверждают те же самые поведенческие проблемы и проблемы связей с родителями у детей раннего ясельного воспитания.

Ученые пришли к выводу, что высокое качество ухода в яслях могло бы уменьшить эти проявления, но оно не способно устранить их полностью. Качественного ясельного ухода для маленьких детей просто не существует! Важно дождаться возраста старше 2-х лет, чтобы избежать опасных последствий. Исследования показали, что нет большой разницы в том, отправили ребенка в ясли на 1-м или 2-м году жизни. Губительный эффект остается тем же.

Родительские качества более важны, чем количество услуг, предоставляемых яслями. Нет ничего более важного, чем материнская чувствительность, т.е. способность тепло и чутко отвечать на потребности ребенка.

Но исследователи выявили совершенно противоположные факты, когда дело касалось детей старше трех лет. У этих детей при посещении детских садов повышаются образовательные способности. Хотя было замечено, что положительные результаты достигаются, если дети находятся там не более 20 часов в неделю.

Самое важное открытие ученых: самое большое влияние на детское развитие оказывает  то, как сильно родители любят своих детей и насколько они заинтересованы в том, чтобы посвящать им как можно больше времени. А это не зависит от дохода, образования или социального положения родителей. Первые три года жизни ребенка имеет абсолютное значение только эмоциональное, социальное и поведенческое развитие. Спокойные, счастливые и жизнерадостные дети легко усвоят все программы.

Кортизоловые исследования показали, что дети даже в состоянии сильного стресса обычно остаются внешне спокойными, в то время как уровень адреналина в их организме превышает всякие нормы. Тест с помощью тампона, смоченного слюной, позволил измерить уровень кортизола в организме. Гормон кортизол – точный показатель степени стресса, переживаемого человеком. Слишком мало – и организм угасает, слишком много – и человек переживает сильный стресс. Самая большая опасность для детского психического развития – это волнение, которое не имеет выхода. Не способный успокоить себя самого, детский организм вырабатывает целый поток кортизола, отчего ребенок чувствует себя еще хуже. Оставленный в одиночестве ребенок будет сильно плакать вначале, а потом сам затихнет. Вероятно, это древний инстинкт – чтобы не быть замеченным хищником. Однако уровень взволнованности у ребенка при этом остается очень высоким. Возможно, он похож на «послушного» ребенка, но он просто ушел в состояние немого самосохранения. Поэтому быстро помочь ребенку, успокоив его, - это первое, что требуется от родителей. Успокаивающие прикосновения матери, теплота и внимание разрушают стрессовые гормоны. Уровень кортизола при этом быстро нормализуется.

В раннем детстве у ребенка устанавливается норма адреналина в организме – адреналиновый термостат, - т.е. привычное количество адреналина, которое позволяет ему сохранять нормальный стрессовый уровень в данной семье. К 6 месяцам одни дети находятся в постоянном страхе, другие чувствуют себя намного увереннее. Ребенок определяет с помощью своей нервной системы, является ли жизнь в основном хорошей, безопасной и веселой, или она плоха, страшна и опасна. Эти модели поведения сохраняются на всю жизнь.

 Если при стрессе  успокоение для ребенка не наступает или наступает не скоро, степень стресса может оставаться повышенной несколько часов. Если такое случается часто, то детский адреналиновый термостат перестраивается на более высокий уровень. Ребенок постоянно будет находиться в стрессовом состоянии. Стрессы провоцируют заметные отрицательные последствия, если долго длятся. Они нарушают физическое и психическое развитие. Стрессовые дети не растут. Лишь только радость, смех и спокойствие одерживают победу, возобновляется рост и развитие.

Исследователи обнаружили, что самое большое количество кортизола у ребенка, находящегося дома, наблюдается по утрам, а потом оно постепенно падает. В яслях же уровень кортизола только повышается на протяжении всего дня: «…количество гормонов удваивается даже у спокойных детей в первые 9 дней, проведенных вне дома. Их уровень снижается со временем, но и спустя 5 месяцев уровень гормонов у детей в яслях значительно превышает уровень гормонов у детей, которые оставались дома». Ранее считалось, что к 5 месяцам пребывания в яслях дети успокаивались, т. к. не проявлялись внешние признаки стресса. Ученые рекомендовали свести к минимуму время пребывания детей в яслях.

Эмоциональный термостат не просто влияет на дальнейший характер, но также сказывается на способности учиться, концентрироваться, расслабляться и восторгаться окружением. Модели поведения, благодаря которым появляются финансовые магнаты, лауреаты нобелевской премии или премьер-министры, закладываются в раннем детстве.

Другой метод исследования – технология ядерно – магнитного резонанса (ЯМР). Благодаря ей можно заглянуть внутрь живого мозга. Сканирование ЯМР обнаружило «черные дыры» в мозге детдомовских детей. У сирот, лишенных внимания и человеческого общения первые 3-4 года жизни, целые области мозга просто не развились. Шансы этих детей стать полноценными людьми – чувственными, общительными, заботливыми и неагрессивными – практически нулевые. Это итог младенчества. Нет любви, нет стимулов – и основные отделы мозга не развиваются. Любовь стимулирует рост ребенка,  а также учит другим жизненно необходимым вещам.  Первые 2 года жизни ребенок учится управлять своими эмоциями.

На первом году жизни у ребенка развивается лобная доля, которой в мозге нет при рождении и которая в будущем отвечает за самоконтроль. Вот почему бесполезно сердиться на 10-месячного ребенка за то, что он плачет или балуется или не хочет есть. В период от 6 месяцев до года лобная доля бурно растет. Это возраст, когда любовь родителей нужна детям как воздух. Отзывчивые и добрые родители показывают ребенку, что выражение чувств ведет к решению его проблемы, что кто-то обязательно будет рядом, чтобы помочь. Понимая, как мы его успокаиваем, ребенок постепенно учится успокаивать себя сам. Видя, как мы радуемся, он учится веселиться без нашей помощи. Благодаря нашим подбадриваниям он учится не так сильно бояться боли и перемен.

На втором году жизни, когда лобная доля «инсталлирована», можно начинать обучать ребенка самоконтролю. Начинается «программирование» - такой автоматический ежедневный процесс, который мы называем «воспитание ребенка». Ребенок, увидев хмурое выражение родителя, сразу чувствует себя хуже и обычно пытается изменить свое поведение. Как только родитель видит, что ребенок понял суть причины недовольства, его лицо снова выражает любовь, и ребенок успокаивается. Позднее ребенок использует визуальную память, чтобы удержаться и не совершить запретное. Так рождается совесть. Лобная доля – ее родина. Это не происходит сразу – вокруг столько соблазнов! Для всего этого необходимы 2 условия:

Ребенок, которому недостает этой комбинации любви и ограничений, возможно, не будет поступать плохо из страха быть наказанным, но он не научится самоконтролю.

Только те, кто любит ребенка, могут научить его самодисциплине.

Может ли воспитатель любить вашего ребенка? Воспитатели умеют заботиться о детях, но они редко их любят. И ребенок, и воспитатель занимают преходящее место в жизни друг друга. Обе стороны вынуждены сдерживать свои чувства ради самозащиты. Труд воспитателя,  как правило, низко оплачивается. Можно пытаться улучшать ситуацию в яслях, но затраты будут астрономическими. Родительская любовь, если измерить ее деньгами, стоила бы миллионы на каждого ребенка. Поэтому правительства многих европейских стран решили, что выгоднее субсидировать пап и мам маленьких детей первые 2 года жизни ребенка, чем вкладывать деньги в ясли.

В Швеции имеются доступные и хорошо субсидируемые ясли с высоким качеством ухода за детьми. Ими широко пользовались в 70-80-е годы. В начале 90-х увеличился по времени оплачиваемый отпуск по уходу за детьми и сейчас очень мало родителей прибегает к услугам яслей для детей младше 2 лет. Мамы и папы не хотят отдавать детей в ясли. В Италии и Германии большая часть детей до 3 лет также воспитывается дома.

 Первые 3 года дети слишком ранимы, требуют индивидуальной заботы, поэтому нельзя перепоручать заботу о детях в раннем возрасте чужим людям.

 

Стив Биддалф, и мы тоже, очень надеемся: в будущем ясли и сады будут доступны для всех, но к их услугам будут прибегать продуманно, очень редко помещая туда детей в возрасте до 3 лет и тем более до 2-х.

А для всестороннего развития ребенка в этот период и его социализации больше подходят занятия разной направленности  в развивающих центрах в присутствии и при участии родителя  малыша.

Категория: Мои статьи | Добавил: Darth_RaZ0R (27.02.2011)
Просмотров: 4013 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 1
1  
Потрясающий материал! Как многого мы не знаем, и воспитываем детей вслепую.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Конструктор сайтов - uCoz